Микрофонные предусилители: зачем и какие выбирать

Микрофонный предусилитель — это не просто «усилитель сигнала», а фундаментальный компонент, определяющий характер, глубину и детализацию вашего звука. Слабый сигнал с микрофона (особенно конденсаторного) требует не только усиления, но и грамотной обработки на самом начальном этапе. Качественный преамп добавляет записи тепло, прозрачность или агрессию — в зависимости от своей схемотехники, превращая сырой сигнал в профессиональный трек.

Кому это необходимо? Если вы записываете вокал, акустические инструменты или используете динамические микрофоны (например, Shure SM7B) — внешний предусилитель станет ключевым улучшением. Встроенные преампы в аудиоинтерфейсах часто «сжимают» динамический диапазон и добавляют цифровую холодность, тогда как внешние модели раскрывают нюансы: ламповые — насыщают гармониками, транзисторные — дают чистый и точный звук, а гибридные совмещают лучшее из двух миров.

Как выбрать? Ориентируйтесь на задачи:

Ламповые преампы (например, Universal Audio 610) — вокал, гитары, насыщенный аналоговый звук с «винтажным» характером.

Транзисторные (Neve 1073) — чистота, детализация и мощная низкочастотная отдача для профессиональных студий.

Портативные (Focusrite ISA One) — мобильность и качество для полевых записей.

Критерии выбора:

Класс усиления (A — тёплый звук, AB — баланс).

Дополнительные функции: фантомное питание, пад-аттенюатор, встроенный компрессор.

Совместимость с микрофонами (импеданс, уровень gain).

Не экономьте на преампе — именно он превращает техническое усиление в искусство звукозаписи.

 

Зачем нужен предусилитель?

Оптимальный уровень сигнала без искажений — ключевой аспект процесса звукозаписи. Предусилитель увеличивает уровень микрофонного сигнала до линейного уровня, который соответствует записывающему оборудованию. У микрофонов сигнал довольно слабый, и его необходимо «поднимать» дополнительными децибелами (около 30-60 дБ). Аналогичный процесс требуется и для электрических гитар, однако в меньшей степени (около 20-30 дБ).

При использовании интерфейса или микшерного пульта можно обойтись встроенной схемой предусиления. Качество встроенных предусилителей варьируется в зависимости от модели и цены аудиоинтерфейса. Несмотря на это, для начинающих и домашних студий встроенные предусилители вполне подойдут.

Однако внешний микрофонный предусилитель может обеспечить более качественный звук и окрасить его, придавая индивидуальность и характер.

 

Преимущества внешних предусилителей

Высокое качество звука даже на большой громкости. Встроенные предусилители могут создавать шумы на уровнях выше 50 дБ, а внешние обеспечивают чистый звук благодаря сложной схеме усиления.

Больший запас гейна, что важно для динамических микрофонов.

Меньший уровень шума при записи тихих источников благодаря высоким показателям эквивалентных выходных шумов (E.I.N).

Характер и окраска звука, что особенно заметно в продуктах с ламповыми и транзисторными схемами 60-70-х годов.

Дополнительные функции, такие как изменение фазы, низкочастотный фильтр, переключатель гейна и другие.

 

Какие бывают предусилители?

1. По форм-фактору: встроенные и внешние.

2. По схеме: ламповые, транзисторные и моделирующие. Ламповые считаются более «тёплыми» в плане звука. Гибридные совмещают в себе компоненты обоих типов. 

лабовый предусилитель

3. По влиянию на сигнал: окрашивающие и прозрачные.

4. По наличию трансформатора: трансформаторные и безтрансформаторные.

 

Дополнительные функции предусилителей

Количество входов: чем больше, тем лучше для одновременной записи нескольких микрофонов.

Фильтр низких частот: помогает отсекать помехи.

Фантомное питание: необходимо для работы конденсаторных микрофонов.

Лимитер (компрессор): опция для сжатия динамического диапазона, которая не всегда оправдывает затраты.

Индикаторы уровня: облегчают контроль над уровнем сигнала.

Переключатель фазы: полезен при записи с нескольких микрофонов.

Эквалайзер: корректирует звук до его попадания в звуковую карту.

 

Какой предусилитель выбрать?

Для новичков лучше начать с более дорогого аудиоинтерфейса с хорошим встроенным предусилителем и несколькими конденсаторными микрофонами. Внешние предусилители будут полезны для тех, кто стремится улучшить качество записи и отличается опытностью в звукозаписи.

Особенно заметна работа внешних предусилителей при использовании динамических микрофонов с низким выходом. Конденсаторные микрофоны имеют более сильный сигнал, поэтому разница в качестве предусиления будет менее заметна.

Популярными среди микрофонных предусилителей являются модели от Focusrite, Behringer и ART. Экспериментируйте и находите своё идеальное сочетание!