Ударные и перкуссионные инструменты в оркестре
Ударные инструменты стали неотъемлемой частью симфонического оркестра с середины XIX века. Изначально использовавшиеся эпизодически, эти инструменты обрели популярность благодаря таким композиторам, как Берлиоз и Глинка. Русская композиторская школа также сыграла важную роль в популяризации ударных инструментов.
Рассмотрим подробнее ударные и перкуссионные инструменты, часто используемые в симфоническом оркестре.
Треугольник
Треугольник, знакомый по своему металлическому звуку, изготовляется из металлического прута, согнутого в три стороны длиной около 20 см. Этот треугольник подвешивают на струне для свободного звучания. Удары металлической палочкой производят чистый и малиновый звук. Это компактный инструмент, способный играть как простые, так и сложные ритмы.
Звонкое звучание треугольника нередко встречается в танцевальной музыке. Это добавляет веселья и живости композициям, а также делает музыку красочнее и изящнее.
Кастаньеты
Кастаньеты, ставшие символом танца фламенко, на самом деле являются национальными испанскими инструментами. Две деревянные раковины прикреплены шнурком и надеваются на большие пальцы рук, образуя характерный звук. В оркестре кастаньеты отличаются своей конструкцией, но сохраняют звуковую текстуру.
Оркестровые кастаньеты позволяют подчеркнуть живые ритмы, особенно характерные для испанских и неаполитанских танцев, прекрасно сочетаясь с деревянными духовыми инструментами.
Бубен и тамбурин
Эти схожие по конструкции инструменты используются для выражения простых ритмов. Тамбурин представляет собой обруч диаметром 25-35 см с кожаной мембраной и металлическими пластинками, которые звенят при встряхивании. У бубна есть дополнительное дополнение в виде проволочек с бубенчиками.
Тембр тамбурина уникален: ударные звуки мембраны сочетаются со звоном металлических пластинок. Этот инструмент часто используется для танцевальной музыки и создания восточных образов.
Малый барабан
Малый барабан—это цилиндр с мембранами по обе стороны. Струны на нижней части придают звуку барабана характерную резкость. Использование палочек и изменение натяжения мембран позволяют создавать разнообразные звуки и ритмы, как в произведении «Болеро» Равеля.
Тарелки
Тарелки представляют собой металлические диски, использующиеся для создания мощных звуковых эффектов. Звук извлекается от удара тарелок друг о друга или с помощью палочек по подвешенной тарелке.
Звук тарелок может быть как мощным, так и легким, и используется для подчеркивания кульминаций и создания звуковых эффектов в оркестре.
Большой барабан
Большой барабан, с его низким и глухим звуком, добавляет силы и выразительности оркестровым произведениям. Диаметр барабана достигает 70 см, он может иметь одну или две мембраны.
Там-там
Этот инструмент похож на гонг и используется для создания длительных вибрирующих звуков. Звук может быть изменен за счет различной силы удара и применения разных палочек.
Литавры
Литавры—это полусферические барабаны с кожаной мембраной, используемые для создания затейливых ритмов. Они регулируются по тону за счет изменения натяжения мембраны.
Колокола
Колокола, используемые в оркестре, представляют собой стальные трубы или пластинки, которые извлекаются посредством ударов резиновой молотком. Часто применяются для создания имитации церковного звона в оперных произведениях.
Колокольчики или металлофон
Эти инструменты имеют металлические пластинки, расположенные по хроматическому порядку. Они издают яркий и продолжительный звук при ударе молоточками.
Ксилофон
Этот инструмент похож на металлофон, но его пластины изготовлены из дерева. За счет использования резонаторов, ксилофон имеет меньшее время звучания и более четкий звук, что идеально подходит для ритмических партий.
Использование ударных и перкуссионных инструментов в симфоническом оркестре добавляет ритмическую четкость, динамичность и специальные эффекты, поддерживая разнообразные мелодические идеи и акцентируя ключевые моменты произведения.